Модель системы воспитательной работы

Печать

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ЧУВАШСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. И.Я. ЯКОВЛЕВА

Методологическая база концепции воспитания:
Подходы: системный, синергетический, культурологический, личностно-центрированный

Цели открытой воспитательной системы факультета:
Развитие профессионально-значимых качеств личности будущего педагога;
Формирование профессиональных установок студента – будущего учителя-воспитателя;
Развитие положительной мотивации студента относительно своего участия в профессионально-педагогической деятельности;
Создание мажорной атмосферы в отношениях студентов и преподавателей на факультете;
Создание на факультете и в университете культурной среды проживания сотрудников, студентов и преподавателей.

Предполагаемый эффект открытой воспитательной системы:

Социальный уровень:
• Освоение культуры отношений и требований социальной нормы на основе принятия следующих императивов:
Признания приоритета ценности человеческой личности и признания её достоинства и прав (права на жизнь, честь, совесть, свободу, чувство долга перед родными, семьёй, близкими, коллегами по учёбе или работе)
• признание:
- труда как основы человеческого существования;
- ответственности и профессионального долга педагога;
- ответственности человека перед собой и обществом, живой и неживой природой, за благополучие своей семьи, рода, нации, человечества в целом;
- готовности студента к конструктивному сотрудничеству с другими людьми;
-гражданского долга перед Отечеством – Россией;

Университетский уровень:
• положительное восприятие студентом университета и факультета;
• чувство единства и принадлежности к корпоративному братству студентов, преподавателей и выпускников факультета и ЧГПУ.

Личностный уровень:
• ощущение студентом личного достоинства, ценности своего внутреннего мира;
• радость студента от ощущения значимости своего духовного мира;
• гордость за возможность свободно осваивать и развивать систему собственных нравственных ценностей;
• ощущение своей духовной силы, способности с её помощью преодолевать трудности;
• чувство защищённости от всех видов агрессии;

Принципы организации воспитательной системы факультета:
• природосообразность;
• культуросообразность;
• личностная ориентация;
• резонансность;
• открытость;
• непрерывно-дискретный характер воспитательного воздействия;

Содержание воспитания:
• нравственная сфера (система нравственных ценностей, нравственная культура)
• педагогическая сфера (система профессионально-педагогических ценностей, педагогическая культура)
• эстетическая сфера (система эстетических ценностей, эстетическая культура)
• гражданская сфера (система ценностей гражданского общества, гражданская культура)
• интеллектуальная сфера (система интеллектуальных ценностей, культура интеллекта)
• этнокультурная сфера (система национальных ценностей, национальная культура, интернациональная педагогическая компетентность)
• сфера гуманистических отношений (система гуманистических ценностей, культура гуманистических отношений)
• творческая сфера (культура творчества, творческая педагогическая компетентность)
• интеркультурная сфера (интеркультурная педагогическая компетентность)

Структура воспитательной системы факультета:
• цели как совокупность идей;
• деятельность (по достижению целей);
• субъект деятельности (организатор и участник деятельности);
• отношения (рождающиеся в деятельности и интегрирующие субъект в общность);
• среда системы, освоенная объектом;
• управление, интегрирующее компоненты в целостную систему, обеспечивающее её развитие

Задачи открытой воспитательной системы факультета:
• развитие профессионально-значимых качеств личности;
• приобщение к гуманистическим ценностям;
• формирование самосознания;
• формирование профессионально-педагогических установок;
• формирование адекватного педагогической профессии образа жизни и поведения;
• формирование «Я - концепции» педагога-воспитателя;
• помощь студенту в процессе личной и профессионально-педагогической самореализации;
• формирование гражданского самосознания.

Механизм процесса воспитания:
• общение учащихся опорных школ, студентов и педагогов университета в условиях специально организуемой и контролируемой научной, учебной, досуговой и профессионально-педагогической деятельности;
• обеспечение организационно-педагогических условий для развития гуманистических отношений всех субъектов открытой воспитательной системы в процессе совместной деятельности.

Средства воспитания:
• совместная специально организованная творческая деятельность учащихся школ, студентов и учёных-преподавателей вуза, друзей факультета;
• педагогически целесообразно организованная среда совместного проживания субъектов и объектов воспитания;
• гуманистическая воспитательная система.

Организация непрерывно-дискретной воспитательной деятельности:

«Крупные дозы » дискретного воспитательного воздействия
• учебно-методические сборы студентов I курса;
• собрания студентов по курсам;
• система педагогических практик IV-V курсов;
• дополнительная педагогическая деятельность в структурах народного образования (шефство над МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Московского района, профессиональная деятельность в загородных детских лагерях в России и за рубежом, руководство кружками, студиями и иными объединениями).

«Средние дозы» дискретного воспитательного воздействия
• система «ключевых» дел на факультете: посвящение в студенты, участие в творческом конкурс первокурсников «Перловка», вечер иностранных языков, участие в конкурсе «Профи», участие в фестивале «Студенческая весна», «Последний звонок»
• работа с родителями студентов

«Малые дозы» дискретного воспитательного воздействия
• учебно-исследовательская работа СНО;
• организационно-деятельностные формы обучения в курсе психолого-педагогических дисциплин;
• групповые мероприятия в академических группах;
• мероприятия по месту жительства в общежитии;
• участие в спортивных соревнованиях.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа в системе воспитания:
• кружки СНО при кафедрах;
• участие в вузовских и республиканских научно-практических конференциях;
• проведение предметных олимпиад на факультете и участие в вузовских и республиканских олимпиадах;
• стажировки студентов в зарубежных вузах;
• выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ

Объединения по интересам в совместной творческой деятельности студентов и преподавателей факультета:
• студенческий деканат;
• студенческое научное общество;
• совет факультета по воспитательной работе;
• институт кураторов академических групп;

Традиции воспитательной системы:
• открытость факультета социуму (совместная деятельность со структурами и органами народного образования, вузами);
• связь и систематические контакты с выпускниками факультета;
• постоянное сотрудничество с педагогами-ветеранами факультета
• система ключевых дел на факультете;
• систематическая самоорганизация студентов, деятельность разновозрастных творческих групп;
• коллективная творческая деятельность студентов и преподавателей.

Структуры самоорганизации студентов
• студенческий деканат
• спортивные объединения (туристическая группа, волейбольные и баскетбольные команды, футбольная команда);
• студенческий оперативный отряд охраны порядка;
• участие в студенческом самоуправления общежития;
• временные творческие коллективы;
• газета «Розетка»

Общественные объединения студентов:
• профессиональный союз
• участие в работе туристического клуба «Надежда», педагогических отрядов «Ювента» и «Чердак»

Структура управления открытой воспитательной системой факультета:
• Совместное собрание старост и кураторов академических групп;
• Учёный совет факультета;
• Совет факультета по воспитательной работе;
• Декан факультета;
• Заместитель декана факультета по воспитательной работе;
• Студенческий деканат;
• Заведующие кафедрами;
• Кураторы академических групп;
• Заместитель декана по научной работе и председатель СНО;
• Руководящие органы общественных объединений и временных творческих групп, инициативных студенческих объединений.