Сведения о производственной практике

Печать

Производственная практика студентов, обучающихся по специальности 
"Педагогическое образование" с профилем 
подготовки
«Иностранный язык (английский), иностранный язык (немецкий, французский)» 

Объемы и содержание педагогической практики студентов, ее цели и задачи определяются соответствующими государственными стандартами ВО, учебными планами специальностей, программами практики и имеют своей задачей закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, на основе глубокого всестороннего изучения работы организаций и учреждений, в которых студенты проходят практику, а также овладение профессиональными практическими навыками и передовыми методами труда. В процессе практики студенты приобретают опыт производственной деятельности, организаторской и воспитательной работы. Основными видами практики студентов факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» являются учебная и педагогическая.
Студенты факультета иностранных языков, обучающиеся по специальности 44.03.05 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Иностранный язык 1, иностранный язык 2», проходят практику из расчета:
- пассивная педагогическая практика:
- 6-7 семестры,
- педагогическая практика:
- 6 недель в 8 семестре по первому иностранному языку,
- 8 недель в 9 семестре по первому и второму иностранным языкам.
Студенты факультета иностранных языков, обучающиеся по специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», проходят практику из расчета:
- учебная практика:
- 1 неделя в 8 семестре,
- педагогическая практика:
- 3 недели в 8 семестре по первому иностранному языку,
- 4 недели в 9 семестре по первому и второму иностранным языкам.
Пассивная педагогическая практика в основном ориентирована на работу студентов по уже составленному классным руководителем плану внеклассной работы. Студенты принимали активное участие в жизни прикреплённого за ними класса: проводили регулярную проверку дневников учеников, дежурили с классом по школе, принимали участие в выпуске стенгазет, проводили классные часы, готовили и проводили вечера и т.д. Студенты-практиканты с интересом анализировали учебники, по которым занимаются учащиеся, использовали их в своей работе, при этом используя материал из разных дополнительных источников в зависимости от уровня языковой подготовки школьников.
Учебная практика включает в себя различные виды внеаудиторной учебно-производственной деятельности студентов и проводится на IV курсе (1 неделя в 8 семестре).
Учебная практика по иностранному языку студентов факультета иностранных языков проводится с отрывом от учебы в образовательных учреждениях. Основной базой проведения учебной практики являются базовые образовательные учреждения разного типа: общеобразовательные школы, гимназии и лицеи. Она включает в себя несколько этапов: ознакомительная практика в образовательных учреждениях, практика по получению первичных профессиональных умений. Учебная практика имеет своими задачами:
- ознакомление с практической педагогической деятельностью;
- планирование своей учебно-воспитательной работы на период практики;
- посещение и анализ уроков учителей по специальности;
- анализ тем и разделов учебной программы на период педагогической практики;
- изучение необходимой научной и методической литературы;
- подбор и изготовление дидактических материалов;
- разработка конспектов уроков.
За время учебной практики студенты знакомятся с учебно-воспитательным учреждением: беседуют с администрацией, учителями, классными руководителями, воспитателями, знакомятся с кабинетами, их оборудованием и оформлением, анализируют документацию – планы работы школы, ученической организации, классного руководителя, тематические и поурочные планы учителей-предметников, отчеты.
По итогам учебной практики студенты должны сдать следующие материалы:
- анализ посещенного урока иностранного языка, проведенный учителем школы;
- разработанный самостоятельно план урока, составленный студентом на основе УМК, использующегося в учебном заведении, в котором он проходит практику;
- комплект наглядных материалов к разработанному уроку;
- педагогическое эссе на тему: «Мое знакомство со школой в качестве учителя».
Педагогическая практика по иностранному языку студентов факультета иностранных языков проводится с отрывом от учебы в образовательных учреждениях на IV курсе (3 недели в 8 семестре) и на V курсе (4 недели в 9 семестре). Ее целью является подготовка студентов к выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя. Основной базой проведения практики являются различные типы общеобразовательных школ, а также средние специальные и профессионально-технические учебные заведения. Педагогическая практика имеет своими задачами:
- приобретение профессиональных качеств будущего педагога, отвечающих требованиям общества, а также личностных качеств специалиста;
- воспитание у студентов любви и уважения к будущей специальности;
- приобщение студентов к непосредственной практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественно-политических, специальных, психолого-педагогических дисциплин на практике;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, оказание помощи со стороны студентов в решении задач обучения и воспитания учащихся;
- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;
- привитие студентам навыков внимательного отношения к охране здоровья детей.
Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном курсах проводилась в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов. На IV курсе студенты проходили учебно-воспитательную практику, как правило, в 4-9 классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. На выпускном курсе студенты проходили практику преимущественно в 8-11 классах средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Студенты в период практики принимали активное участие в методической и исследовательской работе (систематически анализировали свою практическую деятельность и опыт учебно-воспитательной работы учителей; участвовали в педагогических советах, семинарах и методических совещаниях учителей и классных руководителей, в проблемных семинарах, проводимых руководителями практики; студенты, работающие над дипломными проектами по теории и методике преподавания иностранных языков, психологии и педагогике собирали материал по теме дипломной работы, провели констатирующий этап, а некоторые и формирующий этап своих опытно-экспериментальных работ; готовили отчетную документацию и методические материалы для кабинетов; готовили наглядные пособия и дидактические материалы; провели много внеклассных мероприятий).
Педагогическая практика по второму иностранному языку проводится на выпускном 5 курсе. Студенты проходят практику по второму иностранному языку преимущественно в 4-9 классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Итоги педагогической практики подводятся сначала на итоговых конференциях в школах с участием учителей иностранного языка и методистов, затем на итоговой конференции по педпрактике на факультете с участием всех методистов и студентов-практикантов. Студенты сдают руководителю педпрактики отчеты о проделанной работе. Итоги учебной и воспитательной работы студентов во время педпрактики оцениваются по пятибалльной шкале, при этом итоговая оценка по педпрактике включает в себя оценку по первому языку, оценку по второму языку, по педагогике и по психологии.